Трассам изменят бюджет: дорожный фонд недополучит 340 млрд. от акцизов

Трассам изменят бюджет: дорожный фонд недополучит 340 млрд. от акцизов

Бюджет, направляемый от акцизов на бензин и масла в Федеральный дорожный фонд (ФДФ), с 2021 года предлагают урезать более чем в два раза. Если это примут, через три года ФДФ может недополучить 340 млрд. рублей.

Сэкономленные финансы ведомство будут направлять на социальные и другие нужды. В Минтрансе не видят угроз в сокращении трансфертов в дорожный фонд, а эксперты боятся, что это приведёт к моментальному ухудшению качества дорог.

ФДФ предназначен для ремонта и содержания автотрасс государственного значения. С 2021 года Минфин предлагает перечислять в него 36% от поступивших в бюджет акцизов на автомобильное топливо и масла. Сейчас, согласно Бюджетному кодексу, в ФДФ должно поступать 83% от таких платежей. Однако с 2017 года это правило было приостановлено. До конца 2020 года финансирование из бюджета в ФДФ будет меньше: в 2018 году — 54%, в 2019 — 37%, в 2020 — 36%. Минфин предлагает узаконить показатель в 36% на постоянной основе.

Если эти изменения вступят в силу, в 2021 году ФДФ недополучит 340 млрд. рублей. 

Согласно проекту бюджета на 2021 год, 83% поступлений от акцизов составят почти 600 млрд. рублей, а 36% — около 260 млрд. рублей. Чем обоснованы такие поправки и каким будет эффект от их введения для дорожной инфраструктуры, Минфин официально не ответил.

Трассам изменят бюджет: дорожный фонд недополучит 340 млрд. от акцизов

Минтранс, отвечающий за федеральные автотрассы, не видит угроз для качества дорог.

Акцизы на автомобильное топливо и масла всегда были источником финансирования только дорожной инфраструктуры. Поэтому будет довольно странно, если эти деньги направят на какие-то другие цели, 

считает завкафедрой проектирования дорог Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Павел Поспелов. По его мнению, финансирование дорожной инфоструктуры – международная практика. Однако в развитых странах ими управляет не правительство, а профильные общественные организации, которые формируют стратегию развития транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения.

Это исключает возможность использования денег фондов на все нужды, кроме дорожных, отметил специалист.

Состояние федеральных трасс на данный момент почти нормативное, если ФДФ сократят в пользу региональных дорог, то российская инфоструктура от этого выиграет. Но если мы говорим о чистой экономии, то дорожная инфоструктура может встретиться с плохими результатами, полагает гендиректор института «Стройпроект» Алексей Журбин. Рост количества машин быстро приведёт к плохому состоянию дорожного покрытия. Трассы в скором времени придут в негодность, если не увеличивать затраты на их ремонт пропорционально, уверен дорожный строитель.

В то же время, рентабельность бизнеса в дорожной инфоструктуре очень плоха, так как дорожно-строительные компании зачастую бонкротствуют. Финансовое состояние предприятий, возможно, очень пошатнется, если правительство выделит на дороги меньше денежных средств, добавил Алексей Журбин.

Вице-президент «Опоры России», председатель комитета по организации по транспорту Глеб Киндер сомневается, что в планы правительства входит экономия на дорогах ради финансирования остальной экономики. Скорее всего,

в ФДФ будут перечислять меньше акцизов, одновременно наращивая финансирование региональных дорожных фондов. Что касается перспектив недофинансирования федеральных трасс, то «Росавтодор» и Минтранс должны понимать связанные с этим риски. 

Поэтому какие-то трансферты из федерального бюджета на решение этих задач должны быть предусмотрены, уверен эксперт.

Судя по материалам Минтранса в 2017 году ФДФ израсходовал 657 млрд. рублей. На ремонт и содержание федеральных дорог было выделено 263 млрд. рублей, на их строительство и реконструкцию — 255 млрд., и еще 109 млрд. было выделено бюджетам субъектов на муниципальные и региональные дороги. Остальные средства ушли на менее существенные нужды. Как ранее заявлял министр транспорта Евгений Дитрих, регионы в течение шести лет выделят на финансирование нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» 3,1 трлн. рублей. При этом еще около 1,5 трлн. будет направлено из федерального бюджета.

iz.ru